АЛЕКСАНДа ПАВЛОВСКая
Комментарии к выставке "ТАНЮШКА"

Александра Павловская (род. 1988) художница, независимая кураторка, преподавательница. Фокусируясь на взаимоотношениях человека и пространства, художница исследует границу между реальностью и воображением. Работая с металлом, гипсом и найденными материалами, Павловская создает скульптуры, выполняющие роль крючков и зацепок для воображения. Теоретическое ядро художественной практики состоит из психоаналитических книг, как эхо первого образования художницы.

Александра получила диплом бакалавра Современного Искусства в Университете Хартфордшира в 2019 году. Работы художницы участвовали в параллельных программах московских биеннале молодого искусства (2020) и современного искусства (2019), в выставочной секции Красноярской Книжной Ярмарки (2019, 2021), а так же в групповых выставках в Риге (2018), Нью-Йорке (2019), Лондоне (2017).
Strange(r) 2019-2023
серия объектов; размер варьируется
природный материал, гипс, кирпич, медь

Strange(r) — и странники, и странные. Напоминающие коконы и гнезда объекты этой серии обладают высокой чувствительностью к пространству. Встраиваясь в архитектурные зазоры, они создают новую ситуацию взаимодействия зрителя с местом. Насколько хорошо мы видим пространства вокруг, запоминаем ли мы их, обращаем ли внимание на неточности, несовпадения, пустые углы и щели на окнах?
Стартовой точкой для формы всегда становится найденный природный материал, который был изъят из привычной среды и перенесен в новый контекст. Оболочка сверху подкрашена разбитым кирпичом, найденные кусочки которого автор
собирает по разным городам. У всех материалов есть своя история и конкретное место, откуда они произошли. Но перемешиваясь вместе чтобы стать чем-то другим, они больше не обладают четкостью собственных историй. Как бы не было сильно наше любопытство, разгадать их достоверно не получится — мы видим только бережно выстроенную форму, оболочку, в то время как изначальный материал скрыт за множеством выжженных слоев бумаги. Этот нежный акт
применения силы для автора является метафорой уничтоженных доказательств, свидетельств трансформации, которой подвергаются предметы, воспоминания, люди.
Танюшка 2020
медная проволока, кольчужное плетение
(380 часов, около 4х км медной проволоки)

Работа берет свое начало из исследования цикла сказов «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова. Сказ о потери идентичности и обретении ее через ремесло, показан через аморфный объект, запеленутый в длинную полоску металлической ткани.
Кольчуга здесь — обоюдоострый процесс выстраивания границ с матерью, предстающей и матерью архаичной, с ее мощной созидательной силой, и матерью- машиной, не умеющей проявить заботу.
Материал, размер колечек и патина вместе создают поверхность, похожую на шкурку ящерицы — ключевой образ сказов. Хтонический образ ящерицы напрямую связан с понятием abject [отвратительное] — что по сути является первичным процессом постулированная границ субъекта. Ящерица настойчиво отсылает к понятию abject, ее отброшенный хвост и есть постоянный цикл уничтожения границ тела ради постулированная себя. Идея металлической квази-кожи родилась в попытке ответить на вопрос: как может выстраиваться самость существа когда нет опыта общего с матерью тела?
Персонаж сказки здесь перекликается с киборгом из манифеста Донны Харауэй — они оба не имеют ни опыта рождения, ни опыта смерти. История изгнания, отсутствия опоры и постоянное движение к навсегда утраченному объекту (матери, стране, миру) возвращается мотивом бегства от этого объекта. Это существо наделено даром сомнения и, в некотором смысле, обречено на вечный поиск так и не обретенной субъектности.
Длина полотна детерминирована размером детского платья для девочки 6ти месяцев — именно такой была первоначальна форма этой работы. Впоследствии платье было распущено в полоску ткани, которая все же сохраняет связь с идеей одежды: не только за счет неизменной длинны, но и за счет экспонирования на детском стульчике.
Шкатулка 2022
объект
каркас, бархат

Образ шкатулки играет в сказке важнейшую роль. Это не просто маленькое пространство, в котором хранились украшения. Шкатулка это источник магии, своего рода источник жизни (хоть и хронической, потусторонней), источник девочки. В сказе Бажов акцентирует чужеродность Танюшки в ее семье и подчеркивает, что она по своей природе ближе к ящерке, к Хозяйке медной горы.
По своей форме объект отсылает к необработанному малахитовому камню, но из- за материальности иного рода — мягкой, текстильной — ассоциируется он скорее с телесными переживаниями. Это попытка сконструировать пространство, из которого могла появиться та самая девочка, которая, возможно, носила медное
платье из колечек.
На поверхности 2022
серия объектов; размер варьируется
алюминий, старые основы для зеркал

Вспоминая места, в которых мы провели детство, почти невозможно воссоздать их образ полностью. В точке взаимодействия человека и пространства память становится особенно зыбкой. Часто из прошлого мы помним только фрагменты и детали, которые сохраняются на уровне телесных воспоминаний: ощущения дверной ручки под пальцами, уголка стола, который всегда задеваешь, шершавой оконной рамы.
Когда воспоминания о событиях вытесняются, образы из прошлого и память тела перестают совпадать. Желание нащупать их связь и собрать вместе хотя бы несколько цельных фрагментов приводит к преувеличенной зацикленности на случайных деталях и необходимости максимально точно их воспроизвести.
Как и память, зеркала выхватывают из пространства случайные ракурсы и необязательные детали. Навязчиво зафиксированные на зеркальной поверхности металла фрагменты воспоминаний стали почти сновидными образами, рядом с которыми и пространство вокруг, и наше отражение уже будто искажены памятью.
Характерная для воспоминаний фрагментация дает возможность почувствовать универсальность рассказанной истории. Такая же дверная ручка, стол, окно могут находиться в памяти каждого. Станем ли мы частью чужого воспоминания, если
заглянем в него? Или окунемся в свое прошлое?
I wish I were here 2022
рельеф, 11(12) плиток, размер плитки 10×15 см
фарфор

Эта работа началась с найденных в семейном архиве обрезанных фотографии. Сопоставив два кусочка, обрезанных по середине, можно предположить, что некогда они составляли одно изображение, из центра которого был вырезан
фрагмент.
Постоянно меняющиеся пространства семейной памяти ускользают, не оставляя возможности их уловить и зафиксировать. Навязчивое желание буквально нащупать и физически прикоснуться к свидетельствам прошлого, приводит к созданию рельефа, основанного на фотографиях.
Секретик 2018(23)
письмо, елочная игрушка, медальон, бусина, молочный зуб
стекло, 15×20 см

Размещение в пространстве этой части проекта отсылает к языку детских секретиков. Для художницы коллекция предметов не столько символизирует то или иное воспоминание, сколько является своего рода якорем, доказывающими
реальность некоторых событий прошлого. Это материальные свидетельства (и свидетели) детской памяти, пережившие множественные попытки ее трансформации.