СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ. ТЕДДИ
Персональная выставка Даниила Антропова «Спят усталые игрушки. Тедди» представляет серию работ, интерпретирующих образ плюшевого мишки — популярного персонажа массовой культуры.
Мягкая игрушка как художественный материал и объект исследования присутствует в практике Антропова уже более пяти лет. Первая, по мнению самого художника, концептуально цельная серия подобных работ была создана в 2021 году в резиденции, организованной галереей FUTURO в Нижегородской области. В проекте, реализованном в этой резиденции, сформировался общий художественный метод работы Антропова с мягкими игрушками и появилось название проекта — «Спят усталые игрушки». В течение нескольких месяцев художник работал с местными заводами и фабриками, экспериментируя с промышленными материалами и оборудованием, в первую очередь с кирпичным производством Богородского керамического завода. На выставке по итогам резиденции, прошедшей в Нижегородском государственном художественном музее, Антропов размышлял о прощании с детством и расставании с любимыми плюшевыми зверями как его неотъемлемой части. Сам процесс создания объектов символизировал своего рода ритуал взросления. Старые домашние мягкие игрушки, переданные художнику всеми желающими, покрывались кирпичной глиной и отправлялись на обжиг. Плюшевые звери сгорали внутри глиняных оболочек, обретая вместо пушистой шкурки новую «кожу» — на первый взгляд жесткую, но при ближайшем рассмотрении очень хрупкую.
В новой серии «Спят усталые игрушки. Тедди» Антропов сужает свой фокус до конкретного образа — плюшевого мишки (англ. Teddy bear), обращаясь к нему как к как к предмету культуры потребления и китча. Над созданием проекта художник работал в течение последних двух лет в Лиможе — известном c XVIII века центре французского фарфора — и Цзиндэчжэне — легендарной столице китайской керамики. Выбирая для художественного проекта, созданного с использованием «высоких» в мире керамики техник и материалов, китчевый образ из «низкой» массовой культуры, Антропов выступает в характерной для себя роли керамиста-трикстера — художника, заинтересованного в первую очередь в выходе за рамки привычного в этом медиуме.
В представленных на выставке работах Антропов меняет и значение игрушек как материала. Сохраняя прежний художественный метод, он использует вместо старых игрушек новые. Тем самым эти объекты выступают уже не как личные артефакты, носители сентиментальной ностальгии, а как некая базовая форма, которую Антропов использует для развития своего визуального языка. Художника интересует не столько символизм трансформации материала, сколько жест мультиплицирования образа.
0+